Еп. Василий (Родзянко) // М.: Паломник, 2003, 254 с., мягк.
Отважный взлет смиренной мысли, проникшей в тайны бытия, – такой поэтической метафорой можно выразить глубинную сущность книги мудрого старца-епископа, впервые увидевшей свет за три года до его кончины и сразу же завоевавшей огромную популярность в самых широких кругах читающей публики. Написанное ярко и убедительно, творение святителя Василия вызвало не смолкающие по сей день жаркие споры, ибо не каждому дано постичь сокровенный смысл писаний богопросвещенного архипастыря. Читателям нового издания в этом призвано помочь послесловие известного апологета-креациониста священника Олега Петренко, кандидата физико-математических наук.
Из Введения:
... Книга начинается с размышления о "небе" и "небесах". Это не одно и тоже. Под небом мы понимаем не просто голубое небо. Небо для нас - и мир иной, мир Божий, тот самый мир, о котором мы только что говорили. Но слово небеса множественностью своею раскрывает нам весь сотворенный космос, область знания, где без такого различения легко заблудиться в фантасмагории нечистых духов, потому что мы склонны к смешению одного и другого, чистого научного знания и научной фантастики, а с ней - и вообще фантазии и нездоровой мистики, какова, например, современная астрология. Есть Евангельская астрология, апеллирующая к миру иному (где иных духов, кроме Святаго Духа, просто нет), и есть обычная, земная астрология, имеющая дело с миром сим, с "второй" вселенной, небесами, звездными мирами, возникшими в результате катастрофического отпадения от Божиего Мира, - в результате "большого взрыва".
Этот мир надо познать, в том числе и научно.
Научному познанию нашего мира посвящена в основном вся первая часть книги: КОСМОЛОГИЯ И БОГОСЛОВИЕ.
Для того, чтобы уметь апологетически ответить на многие вопросы современного читателя, необходимо изучить и то и другое. Изучать надо космологию в богословии и богословие в космологии. Изучать надо не вчерашние теории, а сегодняшние. Апологетика тем и отличается, что она отвечает последним словом науки на недоуменные вопросы сегодняшнего дня.
По существу вся наша книга - апологетика XXI века.
Так был назван курс лекций, переданный центральной программой российского телевидения в 1993 г. Слово апологетика - от греческого "апология" (защита, оправдание, ответ на нападки) - обозначала испокон веков научную дисциплину в церковных школах, посвященную обоснованной защите веры и Православия от нападок. В русских духовных школах апологетика была запрещена со времен революции и до недавнего времени. Осенью 1994 г. в Московских Духовных Семинарии и Академии нами был прочитан апологетический курс, который лег в основу первой части этой книги.
Ряд глав первой части книги посвящен жизни и деятельности величайшего нашего современника, ученого-космолога Стивена Хокинга, разработавшего современную теорию распада вселенной - как строго научно, так и философски. Интересно совпадение идей у Хокинга со свт. Василием Великим.
Мир не только интересен, мир бесконечно красив, и надо полюбить его красоту, его развитие и эволюцию к совершенству, к добру, полюбить человека, как и все низшее Божие творение, все и вся, борясь со злом и в себе, и вовне!
Показать это - цель предлагаемой книги. Эта книга - одно целое: вторая часть связана с первой. Если первая часть говорит больше о "небесах", о космических мирах, о науке, о космологии, то вторая часть говорит о "небе" в духовном смысле и отвечает на вопросы части первой. Стивен Хокинг, ведущий космолог нашего времени, задает в первой части вопрос, а свт. Василий Великий из глубины веков отвечает ему во второй части - и научно, и философски, и православно. Книгу надо читать "одним духом", зараз, - чтобы углубиться, вникнуть и понять...